Форма поиска

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
7 желтый уровень - 8 бирюзовый уровень: переход

Четвертый этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
5 оранжевый уровень - 6 зеленый уровень: переход

Третий этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
3 красный уровень - 4 синий уровень: переход

Второй этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
1 Инфракрасный (бежевый) уровень - 2 пурпурный уровень: переход

Первый этаж трансформации

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Видео-студия Тамары Жалалите, комплексная видеостудия

Видео-студия Тамары Жалалите http://VideoSt

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: конструкты, мозаика, мета-моделирование

Мета-поле конструктов

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: кластеры, мозаика, под-прожекторы

Детализация по задаче

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: прожекторы, условия, кластера

Мета-факторы моделирования

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный мета-интегральный подход: уровни, этажи слои

Нечеткая логика

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный мета-интегральный подход, мета-модель: прожекторы и подпрожекторы

Конструкты под-прожекторы

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный мета-интегральный подход: прожекторы, зоны и мета-моделирование

Прожекторы-конструкты

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: этаж, слой - пара уровней

Непрерывная шкала слоев

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: кластера и уровни развития

Кластерные скопления

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: кластера и сдвиг уровней развития

Центры тяготения и обусловленности

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: сдвиг уровней развития, шаг 3

Гибкость этапов

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: альтернативные спектры развития, шаг 2

Варианты фильтров и путей

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интегральный подход - мозаичный подход: трансформация, деятельность

Концепция деятельности

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Аристотель

Жизнь требует движения.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Эрих Мария Ремарк

Не важно, где жить. Важно только то, на что мы тратим свою жизнь.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Марк Тулий Цицерон

Сделай, если можешь.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Сальвадор Дали

Играя в гениальность, гением не станешь, разве что заиграешься.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Сальвадор Дали

Играя в гениальность, гением не станешь, разве что заиграешься.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Человеческий глаз под микроскопом

Первая и лучшая победа - это победа над собой. Платон

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Реальность

искусство реальности

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Интеллект

-это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Разнообразие придает жизни красоту

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Макс Люшер. Закон гармонии в нас

Существует своеобразное равновесие между ощущаемым человеком дефицитом какого

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Рекурсивная трехфакторная модель отображения

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Рекурсивная двухфакторная модель отображения

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Рекурсивная однофакторная модель отображения

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
История опыта существа-структуры

Индивидуальный набор опыта в исторической перспективе

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Лестница

Хочу - могу

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Суворов А. В.

Непреодолимого на свете нет ничего.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Франц Кафка

В борьбе между собой и миром оставайтесь на стороне мира.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Жизнь

Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали. М.

Комментарии к слайду

31/07/2012 21:27
Автор: Алексей Шиндин
Если мы возьмем 1 фактор или измерение, и сделаем проекцию на него, то можем получить вместо комплексного многообразия кластеров уровни. Примером таких уровней могут быть 17 уровней однофакторного мозаичного подхода.
Добавить новый
Кластера-уровни ZEXH 1-17

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Духовность

Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, — это все равно, что требовать

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Отображение автора и наблюдателя в систему-проекцию

Отображение автора и наблюдателя в систему-проекцию

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Отображение реальности в систему-проекцию через автора

Отображение реальности нечто в систему-проекцию через автора.

Комментарии к слайду

08/11/2011 02:28
Автор: admin
....4
07/11/2011 23:02
Автор: admin
....3
06/11/2011 15:02
Автор: admin
...2
06/11/2011 13:38
Автор: admin
...
Добавить новый
Зелёный

Цвет жизни, роста, гармонии, плодородия, экологии.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Сила

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует. И.Гёте

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Начало

Почти во всех делах самое трудное — начало. Ж. Руссо

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Знания. Книга

Книгой следовало бы, собственно, называть лишь ту, которая содержит нечто нов

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Дорога

Дорога - удивительное дело!

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Потенциал, который спит

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Вселенную не беспокоят твои заморочки...

Масштабы и адекватность

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель колллективной сущности: структуры

Волновые и структурные компоненты схематичного изображения коллективной сущно

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель колллективной сущности: интерференционная

Волновое схематичное изображение коллективной сущности или программы, эгрегор

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель колллективной сущности

Урощенное схематичное изображение коллективной сущности или программы, эгрего

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель человека, существа, объектов: структуры

Представление существ, объектов, человека с помощью интерференционной модели

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Энерго-информационная модель человека, существа, объектов

Представление существ, объектов, человека с помощью интерференционной модели

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Проекция рекурсивной N-мерной модели уровней в трехмерное пространство состояний

Модель уровней с учетом 3 факторов: внутреннего состояния, состояния среды и

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Набор одномерных уровней на плоскости двумерных состояний

Модель уровней с учетом 2 факторов: внутреннего состояния и состояния среды.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Набор уровней: плоскость состояний двухмерная

Модель уровней с учетом 2 факторов: внутреннего состояния и состояния среды.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Набор уровней: последовательность состояний одномерная

Некоторый набор уровней с учетом только 1 фактора: внутреннего состояния.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Космический масштаб, интерференция и частотная вложенность

Интерференционная интерпретация, масштаб космоса.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Космический масштаб, синусоиды и частотная вложенность

Синусоидальная интерпретация, масштаб космоса.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Планетарный масштаб, интерференция и частотная вложенность

Интерференционная интерпретация, масштаб космоса.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Планетарный масштаб, синусоиды и частотная вложенность

Интерференционная интерпретация, масштаб планеты.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Туннель-колпак ограничения пути и туннельный переход-прыжок

Механизм действия огранения колпака, изменений внутри туннеля.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
История опыта тел структур

Схема истории опыта структур, включая различных существ на протяжении всей их

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаичный океан: от абстракции к конкретике мозаики

Абстракционно-конкретный мозаичный мир

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Мозаика бытия: абстрактно-конкретная схема

Абстрактно-конкретная схема мозаичного бытия.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Цветовой круг ZEXH: цвета уровней

Цветовой круг используемый в ZEXH

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Графовая модель не-эволюции (изменений)

Общая модель изменений, основанная на графах.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 17 бесцветный, прозрачный - голограмма

Уровень
цвет: бесцветный, прозрачный
номер: 17

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 16 черный - интерференционная картина

Уровень
цвет: черный
номер: 16
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 15 белый - волновой фронт

Уровень
цвет: белый
номер: 15
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 14 серебристый - воронки, горизонты, черные и белые дыры

Уровень
цвет: серебристый, серый
номер: 14

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 13 золотистый - горизонт, белая и черная дыра, воронка

Уровень
цвет: золотистый
номер: 13
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 12 фиолетовый - зоны обособленностей и источников

Уровень
цвет: фиолетовый
номер: 12
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 11 лайм - зона обособленности и источника

Уровень
цвет: лайм, салатовый
номер: 11
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 10 индиго - туннели, туннелирование

Уровень
цвет: индиго
номер: 10
Вопрос: ?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 9 алый - Так ли? - туннель, прыжок, кусочная непрерывность

Уровень
цвет: алый
номер: 9
Вопрос: Так ли?

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 8 бирюзовый - Зачем? - пространства, мировоззрения, системы

Уровень
цвет: голубой, бирюзовый
номер: 8

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 7 желтый - А если? - пространство, мировоззрение, система, парадокс, петля

Уровень
цвет: желтый
номер: 7
Вопрос: а если..

Комментарии к слайду

17/10/2011 16:40
Автор: Алексей Шиндин
Добавить новый
Уровень 6 зеленый - Почему? - плоскости, карты, таблицы

Уровень
цвет: зеленый
номер: 6
Вопрос: почему

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 5 оранжевый - Кто? - плоскость, карта, таблица, зигзаг

Уровень
цвет: оранжевый
номер: 5
Вопрос: кто

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 4 синий - Как? - последовательности, линии, ряды

Уровень
цвет: синий
номер: 4
Вопрос: как

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 3 красный - Когда? - луч, последовательность, линия, ряд

Уровень
цвет: красный
номер: 3
Вопрос: когда

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 2 пурпурный - Где? - точки, объекты

Уровень
цвет: пурпурный
номер: 2
Вопрос: где

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Уровень 1 инфракрасный - Что? - точка, объект

Уровень
цвет: инфракрасный
номер: 1 
Вопрос: что

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Космос

Знание «большой природы» мироздания нужно людям и для расширения и развития и

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Свет

Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Океан

Давно называют свет бурным океаном, но счастив тот, кто плывет с компасом.

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Туннель

Снова и снова страсть к пониманию приводит нас к иллюзии, что человек способе

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Горизонт

Теория-это лекарство, её принимают, когда она необходима и, по возможности, с

Комментарии к слайду

Нет комментариев

Добавить новый
Вселенная

Человек-это часть целого, которое мы называем вселенной, часть, ограниченная

Интегральный подход: интегральная пост-метафизика

Кен Уилбер, перевод Алексей Тивилев

Интегральный взгляд ведет к совершенно новому подходу в метафизике, который, по существу, должен быть назван пост-метафизикой и который не требует ничего из традиционного метафизического багажа (включая постулат о существовании пред-сущих онтологических структур, описываемых у платоников, в архетипах, у Патанджали или в буддизме йогачары). Интегральная пост-метафизика сама может порождать эти структуры, если это потребуется (как я попробую продемонстрировать в дальнейшем).

Интегральная пост-метафизика замещает образы восприятия перспективами и, таким, образом, переопределяет сферу явленного как сферу перспектив: не вещей, не событий, не структур, не процессов, не систем, не васан (vasanas), не архетипов, не дхарм, а перспектив, поскольку все они являются перспективами, прежде чем становятся чем-то еще, и не могут быть приняты или даже сформулированы без предварительного принятия определенной перспективы.

Так, например, идея (которую мы находим у Уайтхеда или в буддизме) о том, что каждый момент бытия есть преходящий, дискретный, быстротечный субъект, который схватывает дхармы или моментальные причины, сама по себе является обобщением от 3-го лица взгляда от 1-го лица на реальность 1-го лица (3-л х 1-л х 1л). Каждый момент это не субъект, схватывающий объект, - это перспектива, схватывающая перспективу – в версии Уайтхеда мы имеем усеченную версию этой многоаспектной причины, версию, в которой, по существу, скрыта монологическая метафизика. Интегральная пост-метафизика может, таким образом, воспроизводить сущностные черты взглядов Уайтхеда, но уже очищенных от его скрытой метафизики. То же самое справедливо для центральных утверждений великих традиций мудрости: Интегральная пост-метафизика может воспроизводить их сущностные структуры без привнесения их пространной метафизики.

Проблема Великих традиций мудрости состоит в том, что, отягощенные своими метафизическими багажами, их невероятно важные истины не могут легко выдержать критику как современности, так и постсовременности. Современные теории познания требуют от них доказательств, а поскольку досовременные традиции не были готовы к подобным нападкам, они не могут ответить на этот вызов прямым объяснением той области, в которой их доктрины могли бы достойно встретить этот вызов - это феноменологическое ядро созерцательных традиций, где могут быть найдены все поддающиеся проверке доказательства, которые могут потребоваться в пределах современной парадигмы (созерцание всегда было передовой эпистемиологией, идущей в авангарде своего времени, в досовременном мире). Несмотря на то, что и модернистское созерцание и сама современность были монологичны, они могли дать законные доказательства внутри своих собственных образцов, что было несомненным преимуществом. Но Великие традиции потерпели провал, уповая только на свой собственный авторитет, и вследствие этой ошибки досовременные духовные традиции, полностью или частично, были резко раскритикованы и отвергнуты модернистскими эпистемиологиями: современность полностью отказалась от досовременности.

* См. Выдержку В из тома 2 wilber.shambala.com, где изложена более полная трактовка этой проблемы.

Нельзя сказать, что это имело большое значение, поскольку постсовременность отвергла и то, и другое. Важная истина, выдвинутая постмодернистскими эпистемиологиями, заключается в том, что все перцепции фактически являются перспективами, а все перспективы укоренены в телах и в культурах, а не только в экономических и социальных системах (которые уже были отмечены модернистскими эпистемиологиями от Маркса до теории систем). Современность сначала уклонилась, а затем и вовсе отвернулась от этой постмодернистской критики. Если современные эпистемиологии потратили массу времени, обсуждая эту постмодернистскую критику, можете представить, каково было досовременным традициям.

Интегральный методологический плюрализм придает огромное значение матрице фундаментальных перспектив, на некоторых из которых постмодернистские эпистемиологии делают особый акцент (другие они оставляют без внимания, даже когда косвенно используют их). В частности, AQAL настаивает на том, что любое событие имеет четыре сектора, включая нижний левый сектор (интерсубъективный, культурный, контекстуальный), и эти секторы «идут до самого низа». Говоря проще, согласно AQAL, все знание встроено в культурные или интерсубъективные измерения. Даже трансцендентное знание имеет дело с этими четырьмя секторами: сектора идут не только до самого низа, но и до самого верха. Эти черепахи там и до самого низа, и до самого верха.

Современность склонна фокусироваться не столько на определенном уровне развития, сколько на правосторонних секторах объективных внешних данных; в то время как постсовременность склонна фокусироваться на нижнем левом секторе интерсубъективной истины и коллективном истолковании реальности. Досовременные традиции мудрости, которые зачастую даже не имели точной осведомленности об этих трех секторах (они не различались вплоть до современности), не могли в этих областях состязаться на равных с продуктами современности (например, с модернистской наукой) и постсовременности (например, с мультиструктурализмом). Но все же, была одна область, в которой Великие традиции оставались сильны – область забытая, игнорируемая и даже зачастую подавляемая современностью и постсовременностью. Речь идет о внутреннем индивидуальном измерении – верхний левый сектор (ВЛ-сектор) со всеми его состояниями и стадиями сознания, постижения и духовного опыта. Однако интегральный подход, который равно вбирает в себя вечные истины как досовременности, так и современности, и постсовременности, позволяет исправить эту ситуацию вокруг Великих традиций и поднять значение их непреходящих откровений на должный уровень.

Например, Великая цепь, в сущности, целиком соответствует верхнему левому сектору. Великая цепь, которая олицетворяла сущность досовременных традиций и, как указывал Лавджой, принималась подавляющим большинством величайших теоретиков и созерцателей Востока и Запада на протяжении почти двух тысяч лет, фактически имела дело с реалиями и феноменами, практически всецело принадлежавшими ВЛ-сектору. Это не негативная недооценка, но позитивная оценка: эти люди были законченными феноменологами, исследовавшими и овладевавшими некоторыми из этих территорий с непревзойденным мастерством и упорством. Но Великие традиции не знали – и не могли знать в то время – о положении дел в других секторах (например, о серотонине, дофамине, нейросинапсах, ДНК, неокортексе, триедином мозге и тд. в ВП-секторе; о теориях сложных систем в НП-секторе; о мультикультурной герменевтике в НЛ-секторе и тд.). Вот почему они должны были быть подвергнуты суровой проверке – ведь они претендовали на всеохватность своего знания или, как минимум, на то, что их путь является окончательно истинным.

Вот почему открытия в других секторах должны были неизбежно развенчать эти притязания (везде, за исключением ВЛ-сектора – единственного, в котором эти притязания были совершенно уместны – и это очень важный момент: открытия досовременности имеют огромное значение, но только в качестве частных истин, и только в качестве частных истин они могут быть интегрированы в общую картину).

Современность, с другой стороны, принесла с собой невероятно точное понимание в правосторонние сектора, и это понимание позволило, образно говоря, вывести древние традиции на чистую воду. Традиции не смогли устоять под суровым натиском современности, и вынуждены были уйти со сцены серьезного научного рассмотрения повсюду на современном Западе (включая теорию и исследования). Этот триумфальный марш современности был тонко подмечен Кантом: «Современность означает, что если один из твоих друзей пришел к тебе домой и застал тебя молящимся, ты должен испытать смущение». Так и есть.

С другой стороны, постсовременность сосредоточилась еще на одном слепом пятне традиций, которое они разделили вместе с современностью – на так называемой монологической природе их знания (что подразумевает множество вещей, но пока вы можете думать об этом, как об отсутствии диалогического или интерсубъективного измерения или непонимании того, как культура формирует индивидуальное восприятие феноменов и дхарм и, вследствие этого, приписывании истине того, что является частичными культурными вкусами).

Хабермас дает монологическому знанию разнообразные имена. В частности, - «философия субъекта» и «философия сознания». И то и другое он и остальные хоть чего-то стоящие постсовременные теоретики полностью отбросили. «Философия субъекта» попросту вскрывает тот факт, что индивидуум воспринимает феномены, в то время как само его восприятие встроено в культурные контексты, которые для субъекта остаются полностью неосознаваемыми. Например, медитирующий тибетец в 14-м веке сидел в своей пещере и медитировал на объекте осознавания – возможно, из Забмо Янгтиг, - думая, что имеет дело с действительными реалиями, в то время как на самом деле все, что он осознавал, было в значительной степени (но не полностью) сформировано его культурой. Он думал, что созерцает вневременные истины, истины, которые справедливы для всех, в то время как доброе их число относилось исключительно к тибетским культурным образам.

«Философия сознания» - это похожее предположение о том, что существует сознание и что явления представлены в нем. Это относится как к индивидуальному, так и к коллективному сознанию, так и к источнику сознания (например, алайавиджняна). Любая медитативная и созерцательная традиция делает это допущение. И это просто неверно. Это глубоко ошибочное представление, ведущее к тому, что часто называют ложным сознанием. Сейчас самый простой способ констатировать эту единогласно разделяемую постмодернистами критику философии сознания - это просто сказать, что философия сознания не осведомлена о том, как глубоко влияют на сознание и формируют его остальные три сектора; причем они делают это такими способами, которые остаются совершенно незаметными для сознания. (И вновь, Великая холархия традиций мудрости - это почти целиком дело ВЛ-сектора).

Поэтому интроспекция, медитация и созерцание (а также все методологии, принадлежащие исключительно зоне-#1) заражены той или иной разновидностью иллюзии и неведения, которые не могут быть обнаружены изнутри их собственных методологий. Постсовременность обнаружила их немедленно (хотя при этом вылила воду вместе с младенцем, как мы увидим), и принялась разорять монологическое знание как современности, так и досовременности. После атак современных и постсовременных критиков от Великих традиций мало что осталось.

Общим утверждением Интегральной пост-метафизики является то, что неоценимые и глубочайшие истины досовременных традиций могут быть спасены путем осознавания того, что все, о чем они говорят и что показывают, принадлежит, по большому счету, ВЛ-сектору, и они не виноваты в том, что не знали о существовании трех других секторов, так что их собственные истины могут быть оправданы и включены в интегральный пир. Точно так же как современность имела дело в основном с правосторонними секторами, а постсовременность преимущественно с нижним левым. Так что все они могут быть объединены.

Таким образом, освободив досовременные традиции мудрости от их метафизического багажа, их можно встроить в интегральную модель, которая также включает в себя истины современности и постсовременности. Это намерение включить в себя все подлинно присуще AQAL. Подробности методов претворения в жизнь этой интегральной целостности высказаны в достаточно серьезной манере, чтобы быть достойной дальнейших широких обсуждений и исследований. Неспособность к этому просто увеличит отчуждение традиций современного и постсовременного мира.

Великие традиции разбились о табу на (интер) субъективность

Есть хороший пример того, почему принимать в расчет все эти вещи является столь важным для созерцательных традиций. Алан Уоллес написал замечательную книгу «Табу на субъективность», рассказывающую об окончательном превосходстве западного научного материализма над внутренней интроспекцией и о появившемся в результате этого современном мировоззрении, враждебном по отношению к любой созерцательной и медитативной традиции Востока или Запада.

Это, несомненно, так. Модернистские эпистемологии полностью определяются своей эмпирической природой Но заметьте, что эмпиризм – который означает «экспериментализм», «основанный на опыте» - изначально включал в себя внутренний опыт, или интроспекцию (ВЛ-феноменология), так же, как и более привычный внешний опыт или бихевиоризм (ВП-позитивизм). Фактически, «Многообразие религиозного опыта» Уильяма Джеймса, которого Уоллес превозносит, это квинтэссенция модернистской эпистемологии (она замещает метафизические постулаты экспериментальными данными, и судит об истине по ее результатам, а не по предполагаемым онтологическим источникам). Другими словами, это чистейшая феноменология или, как предпочитал говорить сам Джеймс, – «радикальный эмпиризм». Но благодаря различным течениям, от внутреннего эмпиризма отказались в пользу внешнего, и созерцательные традиции утонули на том же корабле - по крайней мере, в глазах позднего модернизма.

Но вновь, что касается судьбы медитации и интроспекции на Западе, основная проблема не в том, что современность убила досовременность. Точнее, это вообще не проблема. Проблема в том, что постсовременность убила их обоих. На самом деле, постмодернисты наиболее резко (и успешно) атаковали модернистскую феноменологию, примером которой является Гуссерль или Уильям Джеймс – или Доген, или Экхарт, или Св.Тереза. Вот кто был предметом нападок постмодернистов, и в гуманитарных науках Запада они победили.

Общим во всех этих созерцательных традициях является то, что они были и до сих пор остаются монологическими – все они присоединяются к философии сознания. Вся буддистская психология и великие метафизические системы тхеравада и йогачары построены на монологическом сознании, индивидуальном или коллективном, так же как и великие неоплатонические системы Запада, включая созерцательные традиции. Фактически, любой тип знания, предлагаемый как досовременностью, так и современностью, не учитывал составную природу нижнего левого сектора, именно на этот факт постмодернисты направили разрушительную (и совершенно справедливую) критику. Вновь упомянем, что множество младенцев было выплеснуто с водой, но также и множество духовных искателей медитировали на пустую воду, называя это дхармой или Евангелием.

Таким образом, не только и не столько современный научный материализм убил медитативную интроспекцию и феноменологию - не в гуманитарной области, по крайней мере. Это были обширные и жестокие атаки постмодернистов на феноменологию (и схожие с ней методологии). Большинство постмодернистов даже не обращали внимания на науку, они четко нацеливались на феноменологию. Фуко проигнорировал физическую науку и сосредоточился на Гуссерле. Причиной, как уже было сказано, было то, что феноменология не смогла принять во внимание культурную обусловленность и интерсубъективность любого осознавания. Философию субъекта и субъективизм нужно дополнить (а не заменить) философией интерсубъективности. Верхнему левому сектору необходим нижний левый (не говоря уже о ВП- и НП-секторах).

Постмодернисты мстительно указывали на это. Технически, постмодернистская критика медитации должна была бы заключаться в следующем: медитативное осознание – это квинтэссенция монологического сознания, которое происходит не в диалоге, но во внутреннем монологе чистого «присутствия» и «пустого внимания». Но, не имея ничего общего с освобождением кого-либо, этот модус осознавания просто усиливает неосведомленность о своей собственной культурной обусловленности, своей интерсубъективности. И это та неосведомленность, которая позволяет социальным и культурным интересам – патриархальным, сексистским, этноцентрическим и андроцентрическим – невыявленными проникать в сознание медитирующего даже во время сатори. Таким образом, сатори становится укрепляющим фактором для интерсубъективного невежества, делая возможным подавление и маргинализацию диалогических реальностей. Так выглядел путь освобождения в глазах постсовременности.

Таким образом, созерцательные традиции убило не табу на субъективность, но табу на интерсубъективность, которое содержится в самой основе этих традиций и которое они продолжают бездумно демонстрировать. Даже если табу на субъективность будет снято, традиции все равно не смогут соотнестись с самой глубокой критикой постсовременности. С этой точки зрения философия сознания нуждается НЕ в еще большей интроспекции, чистом внимании, випассане и сознавании. Это как раз и есть заболевание, а не лечение. И хотя созерцательная молитва или випассана может освободить вас от вашего эго, они не освободят вас от вашей культуры, чьи предрассудки остаются скрытым интерсубъективным основанием, никогда не выходящим в свет сознания, что ведет к невозможности транцендировать этот источник коллективного невежества, ошибочного сознания и зависимости на острове эгоического освобождения.

Иными словами, двойная мученическая смерть созерцательных традиций в последние столетия включает табу (или незнание) на субъективность внутреннего, демонстрируемое поздней современностью, и табу (или незнание) на интерсубъективность, демонстрируемое самими традициями. Таким образом, созерцательные традиции были подвергнуты резкой критике как cовременностью, так и постсовременностью. Под этим двойным натиском мало что выжило, по крайней мере, в глазах серьезных ученых и исследователей. И современная наука, и постсовременные гуманитарии отвергли совершенно реальные явления, открытые созерцательными традициями.

Общие контуры интегральной эпистемологии

Интегральный методологический плюрализм – один из вариантов работы с этими сложными вопросами. Он находит место и для досовременных, и для современных, и для постсовременных истин – и это место не в умозрительной интегральной модели, а в интегральной модели перспектив и методологий. Более того, он не «жульничает», разбавляя все это до такого состояния, что невозможно узнать. Он берет эти истины в более или менее том виде, в котором их находит. Единственное, что он меняет – их претензии на абсолютность, и любые строительные леса (и метафизику), которые признаны оправдать эти совершенно неоправданные притязания.

Интегральный методологический плюрализм может реконструировать важные истины созерцательных традиций, но без их метафизических систем, которые не выживут под напором современной и постсовременной критики – без тех элементов, которые не являются чем-то необходимым.

Я не говорю, что AQAL (или ИМП) – это единственное решение этих проблем, но AQAL серьезно рассматривает эти проблемы, и таким образом является одним из способов соединения наилучших элементов из досовременных, современных и постсовременных течений понимания человеком себя и самоузнавания духа. И в этом смысле интегральный подход защищает каждую из этих реалий от нападок двух оставшихся.

+1
0
-1
Прикрепленные файлы:

*